Казахстанский кольцевик взял серебро в 24-часовой гонке в Барселоне.
В последние августовские выходные в далёкой Испании, а точнее в Барселоне, наш соотечественник Александр Артемьев бился с другими гонщиками на трассе в рамках суточного марафона. Вместе с двумя пилотами из Аргентины и одним из Италии Артемьев пилотировал Seat Leon Cupra, подготовленный по правилам TCR.
По итогам гонки команда Baporo Motorsport оказалась 14-й в общем зачёте и забрала серебро в классе TCR, уступив лидерам категории десять кругов. Всего же гоночный Seat, которым пилотировал Артемьев, пробежал за 24 часа 627 кругов.
После прибытия Александра в Алматы мы встретились с ним и побеседовали о том, каково это — принимать участие в первом суточном марафоне, об особенностях гонки и дальнейших планах пилота.
Но для начала давайте посмотрим, что же из себя представляет 24-часовая гонка. В рамках типичного марафона едет порядка пятидесяти машин, где-то больше, где-то меньше. Бороться между собой могут далеко не все. Гонщики разделены по классам. В случае с соревнованиями в Барселоне на трассе были представлены как очень быстрые машины класса GT3, так и менее скоростные GT4, болиды Porsche Cup и т. д.
Александр ехал в категории TCR. Чтобы вы понимали разницу в скорости: лучшее время гонки — 1:47:378, его показал Lamborghini Huracan GT3 Evo. Быстрейший TCR сумел преодолеть круг за 1:58:841. То есть лидеры проходят весь пелетон как тёплый нож сквозь брикет масла. И в таком ритме надо валить 24 часа. Естественно, делает это не один, а команда из четырёх человек, сменяя друг друга каждые два часа. Замены эти — процесс крайне занимательный, но вернёмся к ним чуточку позже.
В первую очередь нам было интересно, как же Артемьев попал в 24-часовой марафон. Но никаких волшебных историй он не рассказал. С командой Baporo Motorsport Александр знаком достаточно давно. Как только появляется возможность, старается выезжать с ребятами на платные тесты, где катается практически на таком же «Леоне». Менеджеры оценили уровень казахстанца, и когда дело дошло до подготовки к домашней для коллектива гонки, его пригласили поучаствовать.
Александр отметил, что согласился не сразу. Зная все условия, попросил денёк на раздумье, но в душе уже понимал: марафон он поедет.
— Когда они сформировали ту часть суммы, которую нужно будет принести мне, я понял, что семейный бюджет рухнул и старый дизельный Nissan Patrol со мной ещё надолго, — смеясь добавил Александр Артемьев.
Выступал Артемьев на хэтчбеке Seat Leon Cupra, подготовленном по правилам категории TCR. Фактически перед нами относительно стандартный автомобиль, если смотреть на его двигатель и коробку передач. Двухлитровый турбомотор передаёт 350 сил и 420 Нм крутящего момента на передние колёса через стандартного робота с двумя сцеплениями (DSG) и дифференциал повышенного трения. Хэтч лишают всех удобств в интерьере, устанавливают каркас безопасности, более продвинутую кольцевую подвеску и агрессивный аэродинамический обвес.
Что касается настроек, то в отличие от коротких спринтов, где гонщики проезжают несколько десятков кругов, тут всё выставлено на максимальное сохранение машины. Никаких агрессивных отрицательных углов развала и параметров дифференциала повышенного трения. По словам Александра, даже в дождь на таком «мягком» LSD он до этого не ездил.
К покрышкам команда тоже относится с трепетом. До такой степени, что перед гонкой их специальным образом прикатывали. В коротких гонках подобный подход невообразим.
— Покрышки мы готовили. Во время тестов ставили гоночные колёса, выезжали, делали пару медленных кругов, плавно остужали покрышки и заезжали в боксы. Когда покрышки плавно прогреваются и остывают, они дольше сохраняют свои сцепные свойства, — добавил Александр.
В суточных марафонах далеко не уедешь, если выносливость не на должном уровне. Все два часа рабочей смены гонщик находится в серьёзном напряжении, и не только в физическом, но и ментальном.
— Когда всё стало понятно с марафоном, я старался надевать побольше одежды. Делал пробежку, а потом садился за симулятор и старался ехать так, чтобы время было одинаковым и до пробежки, и после неё. То есть на очень высоком пульсе, весь мокрый и т. д. Но как бы я ни готовился, первый дневной выезд… такого в жизни я никогда не ощущал. Думал, что потеряю сознание, прям на грани всё было, — рассказал Александр Артемьев.
За гоночные 24 часа казахстанец потерял около пяти килограммов веса.
В кольцевых гонках Александр далеко не новичок, да и марафон один у него за плечами есть. Правда, не суточный, а 500-километровый. Но то, насколько отличается внутренняя кухня 24 часов Барселоны, его всё же сильно удивило.
Главная и наиболее серьёзная разница заключается в том, что куда важнее чистой скорости тут командная работа.
— Что касается такого формата гонок, очень важна стратегия и тактика. Если мы говорим о быстрых пилотах, то все они укладываются примерно в полсекунды. Здесь же важно математически всё рассчитать, чтобы знать, в каком темпе нужно ехать, чтобы попасть в определённое количество дозаправок и чтобы шин хватало, потому что пилот может ехать долго. Нам нужно, чтобы он держал определённый темп, а чтобы его держать, нужно, чтобы было определённое количество топлива в баке и в определённом состоянии были шины, не говоря уже о тормозах. Это работа команды. Они всё рассчитывают математически в куче экселевских таблиц. Для меня это было ново. Работа пилота тут это одно, а работа команды, ну, я считаю, может быть, на первом месте, — поделился своими наблюдениями Артемьев.
С темпом в гонке у Александра связаны две короткие, но занимательные истории. Первая разыгралась чуть ли не сразу, как только он сел за руль, а точнее на втором часе его дебютного отрезка гонки. Пилот перегрелся, но это совсем не причина ехать медленно. Заданные временные рамки нужно держать.
— Можно ехать медленно, и, в принципе, всё нормально, но быстро ехать в таком состоянии очень сложно, особенно на торможениях. Мы разгонялись где-то до 250 км/ч, а потом роняли скорость до 120. Думал, лишь бы не отключиться при таком торможении, — вспоминает Александр Артемьев.
Вторая история связана с ездой ночью и Porsche 911. Казалось бы, настоящий гоночный «порше» должен быть заметно быстрее переднеприводного хэтчбека, но это не всегда так. Именно медленный «911-й» попался Александру на трассе. Казахстанец накатывал на соперника в поворотах, но тот отрывался от него на прямиках. Такие игры сильно сказываются на темпе, и от команды поступил сигнал разобраться с Porsche побыстрее.
— Когда время упало до 2:06, мне в рацию говорят: ничего не знаем, твоё время должно быть 2:03-2:04. Делай с Porsche что хочешь, но через круг ты должен быть быстрее, иначе мы теряем темп. Как-то через траву, на грани столкновения удалось его пройти, — поделился Александр.
Усесться в водительское кресло в гоночном автомобиле уже не самая простая задача. Каркас безопасности ограничивает доступ в салон, мешает шлем, да и ремни пристёгивать то ещё удовольствие, но это далеко не все проблемы. Есть целый ворох специфики, которую необходимо знать, натренировать и не забыть в ответственный момент. Любая ошибка при смене пилота может стоить команде не только позиции, но и всей гонки.
— В этой гонке нужно много всего в голове держать. Едешь на дозаправку ночью, свет выключил. Баланс тормозов сместил. Отстёгивать ремень раньше времени права не имеешь, но ничто не мешает его немножечко поправить. Увидел на пит-лейне инженера, понимаешь, что рация тебе не нужна. Отключаешь. Подготавливаешь воду, которую нужно забрать. И как только подъезжаешь, сразу вылетаешь из машины, — объясняет процесс смены водителя Александр.
У того, кто принимает смену, процесс не менее сложный. Как только уселся в кресло, нужно пристегнуться, но времени на тонкую регулировку ремней просто-напросто нет. Далее нужно не забыть подключить рацию и — самое важное — переключить пилота. Система телеметрии знает, кто, когда и сколько сидит за рулём, но информация эта передаётся не автоматически, а водителем при помощи специального переключателя в салоне. Данные снимаются на выезде с пит-лейна. Если гонщик забудет смениться, у команды будут крупные неприятности.
— Вначале я думал, что не смогу всё запомнить. Писал себе список того, что мне нужно не забыть, потому что на дозаправке скорость 20, здесь — скорость 40, тут — 60. Пока едешь, нужно что-то ослабить. Утром вставал, представлял, как я всё это буду делать. Перед тем как сесть в машину, не думал о том, как буду миллиметры ловить, а думал о порядке действий: когда садишься в авто и когда выходишь, — рассказал Артемьев.
Этап отметился немалым количеством различных столкновений. Это неудивительно. Всё-таки мультиклассовые гонки, да ещё и такие длинные, редко обходятся без пары-тройки аварий, особенно в ночное время и между машинами разных категорий. Но, за исключением нескольких «ещё бы чуть-чуть», для экипажа Александра Артемьева гонка прошла без приключений вплоть до финального часа. Неприятность грянула за десять минут до финиша — надломился амортизатор.
По словам Артемьева, замену детали нужно было видеть. Зрелище непередаваемое. Владелец команды участвовал в работе и чуть ли не сам полез под машину, когда ему показалось, что механики слишком долго копаются.
— Я вообще считал, что испанцы хорошо контролируют свои эмоции, но то, что я увидел там… крики, ор… Я не знаю этого испанского, предполагаю, что это был плохой испанский, — с улыбкой добавил Александр.
Конкретных планов на будущее у Александра Артемьева нет. По словам гонщика, испанцы сделали ему несколько очень приятных предложений, но всё будет зависеть от финансовых возможностей. На спонсорские средства пилот не рассчитывает и полагается только на себя. Не исключено, что в ближайшее время мы снова увидим Александра в российском кольце, но куда больше желания у него выступать в европейских туринговых гонках.
Что касается длинных гонок, то, судя по горящим глазам Артемьева во время разговора о марафонах, этот тип заездов явно зацепил казахстанца. Впрочем, он этого и не скрывает.
— Когда ты стартуешь днём, встречаешь закат, едешь ночью в свете фар, потом встречаешь рассвет — это незабываемо. Практически не спишь, и эти сутки растягиваются во что-то такое длительное. Если мы говорим о короткой гонке, то там ты собрался и выложился, а тут совсем иные ощущения. Ты видишь, как меняется день, всё меняется, и при этом ты находишься за рулём быстрого автомобиля. Это безусловно то, что я бы хотел ощутить снова, — резюмирует Александр.
Нам же остаётся ещё раз поздравить Александра Артемьева с отличным результатом в дебютном суточном марафоне и пожелать успехов в дальнейших начинаниях.
Источник: https://kolesa.kz/content/articles/aleksandr-artemev-pervyj-sutochnyj-marafon/