СМИ обо мне

Александр Артемьев в 24-часовой гонке в Дубае

Второй суточный марафон на Porsche 911 для казахстанского автоспортсмена мог закончиться призовым подиумом.

В январе 2022 года казахстанский кольцевик Александр Артемьев дебютировал в гонке Hankook 24H Dubai за рулём заднеприводного Porsche 911 GT3 Cup. Это был первый опыт пилотирования столь серьёзной техники для Артемьева. До этого он провёл немало времени в переднеприводных болидах класса TCR, к примеру, и других машинах попроще. Тот этап закончился для нашего гонщика пятой позицией в классе и появлением большой любви к кольцевым Porsche.

Никаких сомнений, что Александр вновь сядет за руль боевого «911-го», не было. Оставался лишь вопрос, как скоро это случится. Мы предполагали, что пилот, вероятно, не пропустит следующий марафон в Дубае, но, как оказалось, планы у Артемьева были несколько иными, ведь ему удалось проехать не только суточную гонку, но и попробовать свои силы в финале немецкого Кубка Porsсhe.

Porsche Sports Cup Germany

Что же такое Porsche Sports Cup? Это локальная гоночная моносерия для автомобилей Porsche. В зависимости от класса гоняются там либо на автомобилях категории GT4, либо на специальных кубковых модификациях «911-го», который зовётся GT3 Cup. Для последних предназначена ещё и спринтовая серия Sprint Challenge, состоящая из нескольких коротких гонок в одни выходные.

Финальный этап Sprint Challenge немецкого кубка проходил на знаменитом «Хоккенхаймринге» и собрал на стартовой линии 35 пилотов. Среди них был и Александр Артемьев, ехавший за команду MRS GT-Racing.

Со стороны может показаться, что выступление в местечковой серии после серьёзного международного марафона — это шаг назад. Однако нужно понимать, что Кубок Porsche в Германии очень серьёзное соревнование. Гоняют там как любители, так и профессионалы, и борьба за позиции на трассе разворачивается нешуточная. Для понимания: в первой гонке финала гонщики, занявшие места с 6-го по 20-е, уместились в 20 с небольшим секундах. Так что Sprint Challenge — отличное место для того, чтобы набираться опыта общения с боевым Porsche.

По итогу этапа Александр не попал даже в двадцатку, но результатом оказался доволен.

Сложно описать словами ту атмосферу, которая царила эти три незабываемых дня. Тренировки, гонки, разбор телеметрии, видео и люди вокруг тебя, которые разделяют твою страсть! Изначально мне показалось, что трасса несложная. Но, как оказалось, она имеет очень много нюансов, и в случае, если ты ездишь в ливень, в слабый дождик и солнечную сухую погоду в течение одного дня или даже порой одной сессии, нужно быть предельно точным в пилотировании, так как расплата за ошибку велика. Тому доказательство — огромное количество аварий даже у тех, для кого это трасса домашняя, — пишет Александр Артемьев.

Подготовка

В отличие от профессиональных пилотов, которые проводят за рулём приличное количество времени, Артемьев выезжает на трек в лучшем случае пару раз в год. В перерывах между гонками поддерживать боевую форму помогает симулятор и физические нагрузки.

Помимо необходимой работы над мышцами в зале Александр практикует чередование длинных пробежек и практики на игровом симуляторе. Это не только развивает выносливость организма, но и помогает привыкнуть концентрироваться на гонке при повышенном пульсе.

Ещё в прошлом году после марафона Александр говорил, что своей физической формой доволен, так что к новой 24-часовой гонке готовился так же, однако этап преподнёс неожиданный сюрприз. В коллективе решили, что Артемьев и топ-пилот экипажа, полупрофи Нико Вердонк, поедут не обычные сессии, которые длятся от 1 часа 35 минут до 1 часа 45 минут, а более длинные, двухчасовые. Вроде бы дополнительные 15–25 минут, а разница в самочувствии колоссальная: теряется концентрация, сильнее забиваются руки, а после выхода из машины тело сводят судороги. По словам Александра, с таким состоянием в автогонках он столкнулся впервые, но, как оказалось, его случай не уникальный — дабл-стинт подкосил даже опытного Вердонка.

Первые проблемы

Если в 2022 году Артемьев рисковал пропустить Hankook 24H Dubai из-за январских событий в Казахстане, то в 2023-м гонка для нашего пилота могла не состояться из-за логистических проблем у команды — болид Александра застрял где-то в пути.

Как известно, гоночный уик-энд обычно начинается ещё в середине недели с первых практик и тестов, после чего в пятницу пилоты квалифицируются, а в субботу начинается сам марафон. Porsche 911 GT3 Cup, на котором предстояло ехать экипажу Артемьева, состоящему из упомянутого Вердонка, Рафаэля Валлины, Родриго Гиллиона и кыргызстанца Андрея Солуковцева, прибыл на трек только поздней ночью в четверг. Это значит, что гонщики не смогли качественно попрактиковаться, а механикам предстояло в экстренном темпе обслуживать болид, включая превентивную замену сцепления и коробки передач.

Собственно, спешный ночной ремонт вылез боком уже в квалификации. Появились проблемы с коробкой, а точнее с одним из её электроприводов. Неполадка некритичная, но поиск неисправности и её «лечение» заняли время, из-за чего экипажу пришлось пропустить одну из сессий. Это и несколько ошибок в пилотировании в дальнейшем привели к тому, что хорошую стартовую позицию команде получить не удалось. В целом ситуация не страшная, в суточной гонке важна стабильность и надёжность, но к последней, как мы видим, уже появились вопросы.

Гонка

В плане пилотажа суточный марафон 2023-го дался Александру легче, чем годом ранее. Пилота не так сильно беспокоили ночные сессии, и к песку на трассе, не оставляющему права на ошибку с траекторией, он, похоже, привык. Да и темп гонщика заметно подрос. По словам Артемьева, в некоторых моментах он вплотную приближается к уровню серьёзных пилотов, причём об этом говорит не только время круга, но и ряд показаний телеметрии вроде точек и интенсивности торможения, а также точность в работе с педалью акселератора.

Однако 24 часовой марафон — это не спринт, где ключевую роль играют качества пилота. В суточных гонках важна каждая мелочь, ведь крест на усилиях экипажа может поставить одно неверное движение, причём как на трассе, так и на пит-лейне при смене гонщика. И как раз на рутинной замене экипаж Porsche 911 GT3 Cup с 989-м бортовым номером чуть было не прокололся.

Конец гоночной смены — это не просто въезд на пит-лейн и выход из машины. Процесс представляет собой длинную цепочку действий, которые, помимо всего прочего, помогают подготовить автомобиль для следующего гонщика и экономят время. Знать её надо назубок, но усталость порой берёт своё. Бельгийский пилот, сидевший за рулём до Артемьева, оставил «911-й» на третьей передаче вместо первой. Не обрати Александр на это внимание, старт с пит-лейна в полный газ вполне мог спалить сцепление и стоить команде как минимум часа в боксах на его замену. Похожая ситуация с командой приключилась в 2022-м, но тогда гонщик стартанул с третьей после разворота на треке.

Но в итоге точку в гонке поставила именно надёжность машины, по крайней мере так ситуация выглядит сейчас. Незадолго до финиша на Porsche 911 GT3 Cup заклинило двигатель. В финальном протоколе экипаж значится на девятой позиции среди всех кубковых «911-х» и пятым среди любителей.

Что именно стало причиной выхода из строя 4-литровой атмосферной шестёрки — вопрос открытый. Агрегат в автоспорте считается надёжным. По регламенту обслуживать его требуется каждые 100 моточасов, но какой именно накат был у «порше» до 24 часов Дубая, история умалчивает.

Известно, что машину купили с рук. Утверждается, что ранее она принадлежала Йосу Ферстаппену, отцу чемпиона Формулы-1 Макса Ферстаппена. Сколько наездил немолодой гощик, доподлинно неизвестно, но Александру говорили, что «911-й» практически новый. Рынок есть рынок.

Стала поломка следствием какого-то заводского брака, пренебрежения межсервисными интервалами или недосмотра механиков, которые в спешке обслуживали Porsche перед квалификацией, уже не так важно, ведь ни на один из факторов гонщик повлиять не мог. И тут Александр слегка недоумевает: ведь как улучшить себя и свои навыки — понятно, а что делать с такими ситуациями — нет.

Естественно, в технических видах спорта выход из строя мотора — ситуация достаточно привычная. Даже в Формуле-1 такое случается и нередко, но одно дело, когда впереди полный гоночный сезон и есть шанс отыграться, и совсем другое, когда имеется возможность ездить только одну гонку в год.

Тем не менее бросать гонки Александр Артемьев точно не намерен. Так что мы вновь увидим его за рулём кольцевой техники, но будет это новый суточный марафон или отдельные спринты в европейских сериях, пока не ясно. Что ж, будем ждать!

А кто победил-то?

В абсолюте победителями Hankook 24H Dubai стал экипаж номер 7 команды Team WRT, выступающий на новенькой BMW M4 GT3. За 24 часа гоночная эмка с экипажем из профессионалов в лице Йенса Клингманна и Дриса Вантора, двух полупрофи и одного любителя намотала по 5.39-километровому автодрому 621 круг. Вторая строчка досталась Porsche 911 GT3 R с 91-м бортовым номером коллектива Herberth Motorsport. Автомобилем управляли Ральф Бон, Даниэль Аллеман, а также Роберт и Альфред Ренауэры. Ну а замкнул тройку призёров ещё один BMW M4 GT3 Team WRT с 46-м номером. Кстати, эти цифры на кузове BMW оказались неспроста. В составе многонационального экипажа выступал легендарный мотогонщик Валентино Росси.

 

Источник: https://kolesa.kz/content/articles/aleksandr-artemev-v-24-chasovoj-gonke-v-dubae-top-5-klassa-i-klin-motora/