В 2023 году казахстанские пилоты отметились в гонках на легендарных трассах Ле-Мана и Хоккенхайма, а также в чемпионате мира по ралли (WRC).
После завершения истории казахстанской Astana Motorsports имена наших соотечественников в протоколах всемирно известных гоночных серий встречаются крайне редко. Перестали наши рейдовики выступать и на кубках мира. Но это вовсе не означает, что в Казахстане нет автоспортсменов, готовых выступать на столь серьёзном уровне. Kolesa.kz писали об успехах Александра Артемьева в кольцевых сериях, а в 2023-м казахстанский флаг вновь мелькнул в зачёте WRC рядом с фамилией известного в стране пилота Петра Бородина.
Для Александра Артемьева 2023 год начался с суточного марафона в Дубае, о котором редакция Kolesa.kz писала в отдельном обзоре. Все предпосылки для удачной гонки были, однако крест на отличном результате поставил заклинивший мотор Porsche 911 Cup.
На этом автоспортивный сезон пилота вполне мог бы закончиться. По опыту прошлых лет Артемьев редко выбирается на несколько гонок за один год. Стоимость участия приличная, а ездит гонщик за свои кровные без какой-либо спонсорской поддержки. Однако уже в мае 2023-го Александр вновь оказался за рулём в рамках локальной серии Porsche Sports Cup Deutschland в Хоккенхайме.
Казахстанца пригласили разделить кокпит гоночного «911-го» с сальвадорцем Роландо Сака. Артемьеву предстояло начать гонку, а Сака её должен был закончить. По словам Александра, несмотря на пропуск практики и из-за проблем с машиной, ему удалось неплохо квалифицироваться и стартовать в итоге с 14-й позиции. При этом к концу своей сессии наш пилот вывел экипаж на 6-е место в абсолюте и 3-е в классе! Однако Сака реализовать набранное преимущество не смог в связи с техническими сложностями. Итогом стало 10-е место.
— К сожалению, во время пилотирования у второго пилота возникли проблемы с машиной и он не смог сохранить позицию… но таков спорт. Свою часть я выполнил на отлично и чувствую, что готов к следующей, очень особенной гонке, которая будет проходить уже совсем скоро, — писал Артемьев на своей странице в Facebook.
Собственно, следующую гонку действительно можно назвать особенной, ведь проходила она на трассе Ле-Мана во Франции аккурат перед юбилейным сотым марафоном. Это был Porsche Carrera Сup Le Mans (7–10 июня)!
Тот факт, что Александр оказался в стартовом протоколе гонки поддержки, — большая удача. По его словам, переговоры были сложными, да и итоговое решение команда приняла неожиданно. И дело тут в статусе мероприятия. На этот этап собрали самый сок гонщиков, выступавших в серии, включая настоящих профессионалов. То есть конкуренция за каждое из 70 мест на стартовой решётке была солидной.
Первая практика Porsche Carrera Сup Le Mans состоялась в среду. И тесты на легендарной трассе казахстанцу были очень нужны. Специально для этапа в Porsche решили ограничить участников в использовании ABS и трекшн-контроля, полностью отключив эти системы, а также задать им жёсткие параметры настроек, гарантирующие зрелищную борьбу. Частично они заключались в минимальной прижимной силе, обеспечивающей максимальную скорость на прямых, которыми так знаменита Circuit de la Sarthe.
И именно на прямиках у Артемьева начались первые сложности. По словам пилота, машину постоянно болтало, а на торможении одно из передних колёс блокировалось, едва он касался педали тормоза. Это была явная неисправность. Как оказалось, «911-й» прибыл на трек с заклинившим амортизатором. Деталь заменили, и поведение машины на трассе радикально изменилось. Участки, пугавшие Александра до этого, теперь проезжались на ура. Итог — топ-10 класса после практик и уверенность в хорошей позиции в квалификации.
К сожалению, технические проблемы на этом не закончились. До начала квалификации команда не сумела решить проблему с рацией. Она просто-напросто отказывалась работать. Поэтому было принято решение квалифицироваться без связи. Идея в принципе неплохая, но она сыграла злую шутку. Отличное время круга аннулировали из-за нарушения лимитов трека, о чём Александра вовремя не предупредили. Стартовать в гонке казахстанцу пришлось с 12-й позиции.
Боевой заезд обещал быть крайне напряжённым. Звёздный состав на пару с весьма агрессивными настройками машин гарантировали не только высокую конкуренцию, но и езду на пределе возможностей болида. Как уточняет Артемьев, если в 2022 году в гонке лидирующие «911-е» ввинчивались в виражи на скорости 185 км/ч, то в 2023-м даже середнячки «заносили» в поворот уже 205 км/ч, а на прямиках на спидометре мелькали все 300 км/ч.
В плотной борьбе Александр сумел забраться на четвёртую позицию, но долго удерживать её гонщику не удалось. Случился неприятный казус. Обычно с пилотом во время заезда разговаривает инженер, доносящий нужную информацию о параметрах машины либо каких-то судейских решениях, к примеру. Однако казахстанца доверили менеджеру команды, который несвоевременно решил спросить у гонщика, понимает ли тот, что находится в жёлтом секторе.
Жёлтый сектор — определённый участок трассы, где в рамках соревнований введены временные ограничения скорости и запрещены обгоны. Обычно такие отрезки появляются перед местом аварии, где могут быть разбросаны осколки, находиться машины и/или маршалы.
В попытках выяснить у менеджера, что же от него хотят, Александр упустил момент окончания сектора и опоздал с выключением ограничителя скорости. За те доли секунды, которые электронике понадобились на отклик, Артемьев потерял пять позиций.
Ситуация неприятная, но сдаваться пилот не планировал и пошёл в атаку. Вернуться на четвёртую строчку не получилось. Добравшись до пятой позиции, Александр осознал, что «кончились» шины. Рисковать дальше смысла не было.
Уже под конец гонки позади Артемьева оказался один из профессиональных пилотов, решивший пойти на очень рискованный обгон. Пытаясь избежать контакта, казахстанец вылетел на более грязную траекторию… и поскользнулся. Разворот, потерянное время и несколько пропущенных машин привели к тому, что гонку Артемьев закончил восьмым. Результат неплохой! Но мог ведь быть гораздо лучше.
Атмосфера в боксах после финиша была напряжённой. Владелец команды уже успел рассказать менеджеру о его излишней разговорчивости в ненужный момент, однако и ту и другую ошибки Артемьев взял на себя, так как за рулём был именно он.
Пилот отмечает, что, несмотря на все неприятности, даже зная, как гонка в итоге обернётся, он без вопросов проехал бы её снова. Атмосфера в Ле-Мане особенная.
— После гонки у меня брали автографы рекордное для меня количество людей. Теперь во всём мире знают, что в Казахстане есть быстрые пилоты! — написал Артемьев на своих страницах в соцсетях после Ле-Мана.