СМИ обо мне

От гонок на «копейке» до профессиональной евросерии

Мы тут пообщались с одним человеком, который превратил мечту любого пацана в реальность, — это алматинец Александр Артемьев. Про его успехи не раз выходили новостные сообщения, но близко с ним познакомить читателей не доводилось. Парень он довольно-таки скромный, но при этом поразительно целеустремлённый и энергичный. Кстати, и вид автоспорта, где он ныне гоняет, тоже мало известен казахстанцам — АКГ, или автомобильные кольцевые гонки. Слыхали? Краем уха, скорее всего, но Александр нам расскажет обо всём подробнее.

Мы тут пообщались с одним человеком, который превратил мечту любого пацана в реальность, — это алматинец Александр Артемьев. Про его успехи не раз выходили новостные сообщения, но близко с ним познакомить читателей не доводилось. Парень он довольно-таки скромный, но при этом поразительно целеустремлённый и энергичный. Кстати, и вид автоспорта, где он ныне гоняет, тоже мало известен казахстанцам — АКГ, или автомобильные кольцевые гонки. Слыхали? Краем уха, скорее всего, но Александр нам расскажет обо всём подробнее.

Гонщик невысокого роста появился в нашей редакции неслучайно. Артемьев в этом году едет полноценный сезон в шестиэтапном Европейском монокубке Volkswagen Golf Cup, а также (барабанная дробь) в ETCC (FIA European Touring Car Cup) — Европейском кубке по кольцевым автогонкам! Данная серия, между прочим, является почти последней ступенью в кузовном кольце — выше только WTCC. Саша (мы сразу перешли на «ты» и менее официальное общение) очень быстрый пилот, даже разговаривает быстро. Является семикратным чемпионом по автоспорту в Казахстане, показал себя в российском кузовном кольце и удивил своей скоростью в европейских сериях. В общем, привет, Саша!

Александр: Привет!

Тимур: Про вид автоспорта, которым ты занимаешься, в Казахстане знают мало. Почему ты выбрал кольцо, ведь начинал с традиционного для нашей страны автокросса? Да и вообще, расскажи, как в спорт пришёл.

Александр: Началось всё примерно в 17 лет, но желание участвовать в гонках было с раннего детства. Я просто этим бредил, после того как, наверное, увидел гонки по телевизору. Но автоспорт — специфичная вещь, там нужны деньги, а я рос в семье инженеров, и средств на моё увлечение не было. Тем не менее я много читал про гонки, тогда уже в Интернете, списывался с автогонщиками на российских форумах, слушал их советы. Папа, видя мой неиссякаемый интерес, пошёл мне навстречу и с 15 лет стабильно один раз в неделю начал вывозить меня на заброшенный автодром, где давал вдоволь покататься на нашей семейной «копейке». Я пробовал свои теоретические знания, что-то отрабатывал. Как-то в одной из газет я прочитал, что на Коккайнаре (посёлок близ Алматы на холмистой местности, где раньше часто проводили автогонки. — Прим. ред.) будет автокросс. Попав впервые на соревнования, я понял, что хочу именно сюда!

Трасса возле села Коккайнар была излюбленным местом для гонок. Здесь Артемьев познакомился с автоспортом, а позже и сам регулярно тут гонял. На фото Александр в своей «восьмёрке», зима 2005 года

 

Стал искать контакты местных гонщиков, с трудом нашёл, и когда состоялась наша встреча, на которую я возлагал много надежд, мне сказали так: «Для картинга ты стар, для кузова ты молод». Да и вообще дали понять, что много тут таких, как я, пацанов ходит, так что свободен. В общем, неприятная такая первая попытка вышла.

Тут меня вновь поддержал папа — он предложил выступать на гонках на своей машине…

Тимур: Подожди, на той… «копейке»?

Александр: Да-да, именно. На нашей единственной в семье машине, на которой он на работу ездил, а я в гонках участвовал! Так вот как-то я нашёл объявление, где рекламировалась школа экстремального вождения Владимира Бородина. Созвонились, встретились, меня хорошо приняли. Я сказал, что хочу гонять и машина есть. Мне не отказали и взяли в команду по автокроссу. Днём я ходил в школу, а по вечерам в качестве механика помогал готовить машины к соревнованиям.

Со своей машиной дел было не так много: снять фары и сиденья, установить дуги, скинуть глушитель, чтобы звучала погромче. Так-то она оставалась обычной серийной машиной, доработок в ней никаких особых не было.

Тимур: А папа потом также продолжал ездить по городу на закаркашенной машине?

Александр: Нет, после гонок я разбирал каркас, он был болтовым, ставил сиденья, фары, рихтовал вмятины и мы продолжали использовать её как обычный гражданский автомобиль.

Тимур: Вот это да!

Александр (улыбается): Так я гонял примерно год и на этой «копейке» заработал свой первый подиум зимой в 2000 году — 3-е место на гонке «Кубок двух столиц». Ну а, само собой, главное было в том, что видел, как всё устроено изнутри, какие требования к автомобилям. И ещё раз понял, что хочу сюда. Шло время, закончил школу, потом начался институт, я понемногу подрабатывал. Собрал деньги, купил «восьмёрку». Это была по сути стандартная машина, но на ней сразу начал выступать. По мере поступлений каких-то заработков улучшал машину, что-то покупал. Может, я ненормальный, но все заработанные деньги уходили в автоспорт. Больше старался никуда не тратить. А вообще, автокросс очень бюджетный спорт — купил комплект шин и можно на них несколько лет ездить. Также не много играет здесь и мощность автомобиля — покрытие и условия трека не так требовательны к этому параметру.

Виток истории, или начало карьеры Артемьева. 2000 год. Александр (номер 37) на «Кубке двух столиц» на папиных «жигулях» берёт свой первый подиум

 

Тимур: Как долго ты выступал в кроссе?

Александр: Достаточно долго. Семь раз в Казахстане стал чемпионом: 5 раз в автокроссе, в самом массовом классе Д1-1600, и 2 раза в трековых гонках. Вроде как развился, каких-то успехов достиг, и хотелось продолжать дальше, страсть-то сохранялась, и нужно было понять свой предел — на что я ещё способен. Начал искать, что мне подойдёт в России. Как-то случайно в парке Family поучаствовал в картинге, где иногда собирались все спортсмены погонять. Выиграл! Тогда мне и сказали: «Попробуй себя в кольце». Я, честно говоря, никогда не задумывался об этом, но мне понравилось. Этот зацеп, иное пилотирование… Решил попробовать стартовать в Красноярске. Тогда и машина нашлась в аренду, простая «восьмёрка», т. е. опять очень так всё бюджетно начиналось. Проехал гонку и понял, что багаж знаний из кросса не совсем то, что нужно здесь, надо многое менять. Но главное, на что я обратил внимание, — тут очень важен сам автомобиль. Даже если ты ездишь быстро, а автомобиль так себе, то результата не будет. Подыскал сильную команду в Тольятти, которая строит машины для спорта, съездил на тесты, но уже на подготовленной «Калине».

Полноценный дебют в кольце был в Лужниках в Москве под проливным дождём. Как сейчас помню их бетонные ограждения, после встречи с которыми машину можно было бы отправлять под писание… Так вот, в этой новой и сложной для меня гонке я занял третье место. Конечно, тут же пришло понимание, что мне в этой дисциплине можно чего-то достичь.

Тимур: И в кросс не возвращаться?

Александр: Я привык к правилу, что если взялся за что-то, то надо доводить до конца. Я занимался кроссом — достиг успехов. Стояла новая задача: понять, кто я в кольце. Подыскал спонсоров, продал свою кроссовую машину и поехал гонять на чемпионате России по автомобильным кольцевым гонкам. Сезон-2012 был тяжёлым, но мне очень понравилось, к тому же успешным — я стал бронзовым призёром по итогам многоэтапного чемпионата. Тогда я уже понимал, что машина нужна ещё лучше. Один из моих главных соперников — россиянин Владимир Шешенин. Машина была у него совершеннее, и пилот он совсем немедленный. Чтобы конкурировать, мне нужен был такой же автомобиль — уступали с круга буквально доли секунд. Естественно, лучшая машина тянет за собой и гораздо больший бюджет, который мне уже был не под силу.

2012 год, Смоленское кольцо. Дебютный сезон Артемьева (номер 78) в чемпионате России

 

В следующий сезон я остался с той же командой, но для меня он вышел провальным — были поломки, мучались с настройками мотора, был и переворот… В общем, не сложилось. Можно было бы, конечно, попробовать стать чемпионом России, но это стоило бы немало денег, и не этого хотелось на самом деле — хотелось большего, другого опыта.

2013 год, Moscow Raceway. Машина Артемьева после переворота на втором этапе чемпионата России по АКГ

 

Тимур: Перед тем как ты расскажешь о своём следующем этапе в карьере, поведай, как к тебе относились российские спортсмены? Ты казахстанец, залез в их чемпионат, начал рушить чьи-то планы…

Александр: Дружеской и открытой атмосферу на гонках я бы не назвал. Прежде всего сами отношения между спортсменами в России больше как у конкурентов, нежели у друзей. Я старался не фокусироваться на личных отношениях, хотя, естественно, мы общались. Отношение ко мне тоже было нейтральным: меня не били, не обижали (смеётся) — уже хорошо. Но если говорить о нашем казахстанском автоспорте, то атмосфера дома мне нравится больше, именно отношения между пилотами. Но я ездил туда не друзей заводить, а за результатами.

Тимур: Насолил ты им там в любом случае 🙂

Александр: Ну, наверное, да. По крайней мере, если бы меня не было, то ведь кому-то быть на моём месте, т. е. иметь бронзу по итогам года. Мало того, сначала, когда я приезжал по нашей международной лицензии, то заработанные очки в России по правилам сгорали, не шли в зачёт, поэтому бывали случаи, когда местные гонщики просили их пропустить, мол, зачем тебе эти очки? Ну тут уж извините, я приехал сюда, чтобы бороться, а не раздавать свои результаты. Сегодня я поддерживаю связь со многими командами, были и приглашения гонять под их флагами, но договориться не вышло — опять же вопрос финансирования вставал остро.

Тимур: Как произошёл переход из России в Европу?

Александр: Я начал искать серию в Европе, где можно было бы попробовать силы с разумным бюджетом и за рулём хорошей машины. Российские журналисты мне посоветовали присмотреться к Кубку Volkswagen. Списался с ними, провели тесты и решил попробовать проехать два этапа, чтобы опять же понять, как всё устроено внутри, что я могу показать спонсору. Как оказалось, машина пилотируется совсем иначе, нежели Kalina — своя специфика в задней подвеске и много зависит от давления в шинах. Оно было таким высоким, что я даже представить не мог — больше трёх атмосфер! У «гольфов», которые ездят в этом Кубке, определённо недостаточная поворачиваемость, поэтому тут нужно ездить за счёт возникающего скольжения. В российском кольце тоже есть такой приём, но не приветствуется, да и по сравнению с «фольксвагенами» заметно отличается. Попробовав проехать так, как ехал в России, я проиграл 1.5 секунды лидеру, а это много для кольца. Кстати, один из плюсов, который я оценил в Европе, — это возможность съёма телеметрии: данных, полученных со всех датчиков в машине, как своих, так и соперников. Показывают всё: где открыл газ, где затормозил и много других параметров. Можно наложить эти данные на свои и понять, где нужно ещё работать.

Тимур: Дисциплина одна, а столько тонкостей. Как едут европейские пилоты?

Александр: Совсем иначе, они едут постоянно с избыточной поворачиваемостью! Я поехал так же, начал подтягиваться выше. Отыгрывал долечку за долечкой секунд. И так я понял, что могу конкурировать, хотя в одной секунде в Германии, к примеру, может поместиться до 20 машин! В России в секунду помещались 3–4, ну 5 машин. Поэтому, сократив отставание в Германии до одной секунды, я уже заметно продвинулся. Вообще, это сильная моносерия, тут нет коммерческих пилотов, все настоящие спортсмены, которые хотят быть первыми, все молодые ребята, кто-то на формульных болидах гоняет. Как говорят в шахматах, хочешь научиться играть, играй с сильным соперником.

Тимур: Кто-нибудь ещё из СНГ едет в этой серии?

Александр: Да, в этом году ещё стартуют два пилота из России, но на тестах уже стало понятно, что им сложно, несмотря на то что они имеют опыт.

Тимур: Будучи уже в Европе, не хотелось попробовать европейский автокросс? Ты ведь с него и начинал.

Александр: Нет. Опять же принцип: взялся за что-то, надо довести дело до конца. Поэтому раз уж я взялся за кольцо, то надо искать предел, не отвлекаясь, в этой дисциплине. Даже в Россию обратно звали, был и спонсор, но я отказался, хотелось сфокусироваться на Европе.

Тимур: В конце прошлого года ты засветился в гонке на выносливость в Испании. Как там оказался?

Александр: В 2014-м у меня получился небольшой перерыв в гонках. Я попробовал себя в двух этапах Volkswagen, а потом у нас случилось радостное событие в семье — пополнение. Ближе к концу года позвонили ребята из России, из команды SMP Racing, им требовался третий пилот на этапе в Испании, и они предложили съездить с ними. Я был сильно удивлён такому приглашению, но, конечно же, согласился. Так вот, тот багаж знаний, который я получил на Кубке VW, мне сильно помог. На незнакомой машине (это был Seat Leon. — Прим. ред.) показал лучшее в команде время. В итоге мне доверили вести машину до финиша. Гонка длинная, я провёл за рулём порядка двух часов, но без напряга — просто ехал и получал удовольствие. Эта избыточная поворачиваемость, езда на грани срыва… В итоге мы стали вторыми.

Конец 2014-го, Артемьев пробует силы в кузовных гонках на выносливость в составе российской команды SMP Racing. В этом году Александр едет с ними и в ETCC

 

Тимур: Расскажи побольше про спортивные автомобили, на которых едут участники на Кубке Volkswagen. Насколько они отличаются от серийных?

Александр: Volkswagen Golf Cup — это Монокубок, где автомобили одинаковые у абсолютно всех участников. Спортивная машина построена на базе стандартного Golf VI GTI, передний привод, расширен кузов и колея, мощные тормоза, аэродинамический кит. Двигатель 2-литровый турбированный. Постоянная мощность — 260 л. с., но есть возможность увеличить на некоторое время до 310 при помощи нажатия кнопки. За гонку её использование допускается 19 раз. Неважно когда. Хочешь — жмёшь.

Тимур: Что происходит при нажатии?

Александр: Всё просто: поднимается давление наддува в турбине, меняется подача топлива. Нажал — ускорился. Это, кстати, заставляет думать и о тактике в гонке, ведь все в равных условиях, но кто когда воспользуется прибавкой мощности? В начале или конце? Надо думать, как сохранить шины, когда использовать нажатие кнопки.

Тимур: Интересно! Что ещё необычного в машине?

Александр: Не то что необычного, а скорее непривычного — именно такой для меня оказалась коробка DSG 6. Я-то привык к кулачковой, а тут кнопки и многое зависит от компьютера. Особенно с переключением вниз были сложности — мозги коробки не давали переключиться в определённом диапазоне оборотов двигателя, чтобы не перегрузить трансмиссию. Приходилось выучивать этот диапазон. Но вроде привык, и мне уже нравится. Тем более после оценки данных с телеметрии, понимаешь, что робот с его двойным сцеплением позволяет не терять доли секунды на переключениях. И, кстати, DSG оказалась очень надёжной. Вспоминаю гонки в России — там можно было увидеть, как команды меняли по три коробки за этап.

Тимур: DSG и не ломается? Вот так разрушение мифа! Хотя ведь она нестандартная идёт?

Александр: Нет, серийная, но с дисковой блокировкой, довольно жёсткой, и перепрошит софт. А вот диски сцепления и железо — всё стандартное. И держит нагрузку! Подвеска идёт спортивная, но с минимумом настроек — можно подрегулировать только стабилизатор и менять давление в шинах.

Тимур: О’кей, допустим, прошёл этот сезон, всё успешно и так далее. Что дальше?

Александр: Вообще, есть планы развиваться и дальше в кольце. К примеру, я в этом сезоне параллельно начинаю выступление в ETCC — это ступенька ниже WTCC.

Тимур: Мечта — это, наверное, мир WTCC?

Александр: Цель — WTCC, чего вполне реально достичь. Для формулы я уже стар, поэтому надежд на неё не возлагаю, а вот в кузовах вполне ещё.

Тимур: Что нужно, чтобы попасть в WTCC?

Александр: Для начала, как всегда, деньги. Надо начать там ездить, показывать результат, и если тебя заметят, то попасть в команду шансы есть. Причём мне неважно в какую. Если ты просто быстрый и без денег, то ничего не получится.

Тимур: Саш, сколько ты видишь себя в автоспорте?

Александр: Этот вопрос задают мне все и довольно часто, но я не готов на него ответить. Вот как дойду до предела, это, пожалуй, и будет тот момент, когда я остановлюсь. Или будет у меня просто как хобби. Сейчас есть цель достичь по максимуму всё возможное.

Тимур: Ты сейчас говоришь как профессиональный спортсмен, который готов этому жизнь посвятить. Тем не менее расскажи, чем ты зарабатываешь на жизнь. Не гонками ведь.

Александр: Если я смогу зарабатывать в области, связанной с машинами, я буду там работать. Сейчас же я являюсь владельцем небольшой IT-компании, мы занимаемся оргтехникой. Это позволяет мне кормить семью, а если что-то получается отложить, трачу на спорт. Это моя страсть, мечта всей жизни, и она в приоритете в какой-то мере. Вот родился я такой и не могу ничего с собой поделать. Когда меня нет в Алматы, конечно, работа страдает, штат у меня не такой большой. Стоит ли бросить гонки, чтобы заработать больше? Ну… будет мне 60 лет, буду я вот так сидеть и думать: да, я стал чуть богаче, смог ремонт дома сделать, но ведь интересная часть жизни позади, то, что происходит сейчас. Логики тут нет — временные потери, финансовые потери, но ведь у многих есть хобби: кто-то машины коллекционирует, кто-то в казино ходит играть… Я гоняю. Вспоминаю случай в посольстве, когда сдавал документы на шенген и у меня спрашивают:

— В анкете вы пишете: род деятельности — автоспорт. Это у вас хобби? — Нет. — Вы на этом зарабатываете? — Нет. — Тогда это хобби… — Да нет же, я профессионально этим занимаюсь, тренируюсь, гоняю!

 

В общем, записали как хобби, так как дохода это мне не приносит.

Тимур: Учишь трассы?

Александр: Конечно, симуляторы, онборды. Как только есть время, дома в уголке спрячусь и сижу, гоняю. Погоняю минут тридцать, смотрю записи. Потом выйду на улицу, сделаю пробежку, чтобы усталость накопилась, приблизиться к условиям, как в гонке, и по новой за симулятор.

Тимур: Какой руль используешь?

Александр: Logitech.

Тимур: Расскажи, как себя физически нагружаешь, чтобы быть в форме?

Александр: Со спортом я всегда дружил. Занимаюсь рукопашным боем — очень помогает тренировать выносливость. Именно поэтому, кстати, в Испании я после двух часов гонки усталости даже не почувствовал, вышел из машины абсолютно нормальным. Летом бегаю, езжу на велосипеде, на выходных хожу в горы.

Тимур: Как твоя вторая половинка и семья относятся к твоему хобби? Дома бывает что-то типа: «Какие машины? Почему ты не со мной рядом?»

Александр: Конечно, многое зависит от поддержки дома. Жена меня поддерживает, без этого было бы крайне сложно. Даже в прошлом году, когда у нас родился ребёнок и пришло приглашение поехать в Испанию, она сказала: «Конечно, езжай!» Многое зависит от людей, которые тебя окружают.

Тимур: Тебе, можно сказать, повезло, сначала родители тебя поддержали, затем спортсмены, окружение, спонсоры, семья… Далеко не у каждого спортсмена такая поддержка.

Александр: Это верно, даже вот взять спонсоров, которые поддерживают меня в этом сезоне, — Volkswagen Kazakhstan и Standard Insurance — в период, когда все в кризисе, в ожидании девальвации, деньги нашлись. Или Юру Ерёмина, идейного человека, который и стал сильным толчком, чтобы поехать в Россию, взять машину в аренду, помог с поиском спонсоров и медиаохватом.

Тимур: Саш, осталось пожелать тебе удачи в новом сезоне и дебюте в ETCC!

Александр: И вам большое спасибо за поддержку, для меня это очень много значит! Опять же вспоминаю свою первую гонку в Лужниках. Уже после гонки к нам в палатку заходят два человека в форме и спрашивают: «Кто тут Артемьев?» Я сразу подумал: «Ну вот, что-то случилось, что-то я натворил» (улыбается). А они: «Братан, мы тоже из Казахстана, вот на гонках были, увидели на твоей машине большие надписи „Казахстан“ и принялись тебя искать, чтобы руку пожать». Ребята-курсанты одного из военных училищ России были удивлены, увидев родные флаги на бортах машины. Не представляешь себе, как это было приятно!

С Александром после нашей беседы я прощался, наверное, дважды или трижды, т. к., мы, поднимаясь с кресел, вновь находили увлекательные темы для разговора и истории, и мы продолжали болтать о гонках. Уверен, что после прошедшего сезона Артемьев расскажет отечественным поклонникам автоспорта ещё много чего интересного. Так что прощаемся ненадолго.

За результатами Александра Артемьева на Volkswagen Golf Cup можно следить .